ЧЕМПИОНАТ ГОРОДА САМАРА ПО ПАРУСНОМУ СПОРТУ СРЕДИ КРЕЙСЕРСКИХ ЯХТ – 2016. 02.07-03.07.2016 - 40-МИЛЬНАЯ ГОНКА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ДОМОЙ НА ЗАКАТЕ
После того как мы повернули в сторону Самары, попутный для нас ветер немного усилился, что не могло не радовать – это значило, что мы имеем шансы относительно быстро завершить гонку и оказаться дома. С другой стороны, течение реки теперь было для нас встречным, что тоже необходимо было учитывать. В целом, до финиша гонки нам оставалось пройти вверх по течению около 15 миль. Наши соперники тоже собрались и сконцентрировались перед последним отрезком гонки и теперь «наседали нам на пятки» в паре кабельтовых за кормой. Мы с Диманом периодически менялись местами, работая на руле и на брасах спинакера, Саша помогал со спинакер-гиком на баке, а Никита как и прежде отвечал за грот. Усиления ветра к вечеру становились более порывистыми, и мы старались не пропустить их и использовать по максимуму. Около 7 часов вечера мы вновь подошли к выходу из Рождественской воложки, и в тут случился неожиданный поворот событий. Без каких-либо внешних признаков, со стороны правого берега реки на 15-20 минут пришло относительно мощное усиление ветра до 6-7 м/с. Под правым берегом, сзади нас как раз шел основной соперник – «Антарес». Увидев черную рябь на воде и стремительно, с креном приближающийся под спинакером «Антарес», я скомандовал парням подготовиться к встрече с порывистым ветром. Увы, первые порывы достигли нас минут через 5 после «Антареса», чего хватило нашим соперникам для того, чтобы нагнать и поравняться с нами. Тем не менее, немного приведя лодку к ветру и четко сработав на парусах, мы не дали соперникам вырваться вперед, и между нами завязалась напряженная борьба на полных курсах. Теперь мы шли с «Антаресом» практически «борт-к-борту», и каждая мелочь имела большое значение в борьбе за выгодную позицию. Ребята замерли, чтобы ни одним лишним движением не раскачать и не затормозить лодку, Дима не отрывал глаз от спинакера, работая с ним, а я старался маневрировать, чтобы оказаться поближе к свежим порывам ветра, и желательно на ветру у соперника. В такой напряженной борьбе мы прошли расположенный на левом берегу Волги поселок «Гранный» и в соответствии с руслом реки начали плавный левый поворот в сторону Самарского речного порта.
Теперь впереди нас ждал рейд нефтеналивных барж и сухогрузов, прохождение которого в состязании с сильным соперником было интересной тактической задачей. Рейд более чем в два десятка крупных судов располагался как раз в месте поворота русла реки, ближе к ее правому берегу. Простирался он от поселка Гранного до устья Сухой Самарки – небольшой речки, впадавшей в Волгу чуть южнее Самарского речного порта. Интерес нашей ситуации состоял в том, что попутный ветер дул как раз с правого берега реки, где находился рейд, а для выхода в сторону Самары нам нужно было пройти поворот русла, который относительно направления нашего движения был левым. Кроме того, правый берег реки изобиловал большим количеством высоких деревьев, которые стояли стеной на пути у ветра и создавали так называемую «ветровую тень» протяженностью минимум в несколько десятков метров от берега. С другой стороны, такую же «ветровую тень» создавали справа от себя и борта крупных судов, так как высота каждого из них составляла не менее 5-7 метров. Наш выбор был в следующем: либо пройти поворот русла по «короткой дуге» - между правым берегом и рейдом, либо пойти по заведомо более длинному пути, пройдя в нескольких десятках метров дальше стоявших на рейде крупных судов, заложив «большую дугу» между ними и левым берегом. Первый вариант был более очевиден, так как необходимо было преодолеть меньшее расстояние, но предстояло неминуемо оказаться в «ветровой тени» высоких деревьев правого берега с одной стороны, и отраженных от бортов барж, непредсказуемых потоках ветра – с другой. Второй вариант предполагал риск – прохождение заведомо большей дистанции, но на «чистом», ничем не закрытом и не искаженном ветре – а следовательно, с потенциально большей скоростью. В нашей с Дмитрием памяти еще свежи были злоключения в узости «бутылочного горла» Жигулевского моря, поэтому, кратко посовещавшись с экипажем, мы приняли решение не идти в искусственно созданную узость русла, а рискнуть и выбрать второй вариант с чистым ветром. Наш соперник – «Антарес» - выбрал противоположный вариант и пошел между баржами и берегом. Итак, в лучах заходящего солнца нам предстояло выяснить, чей выбор был верен.
Уже через 15-20 минут после того, как мы начали проходить зону рейда, стало ясно, что наш расчет в целом оправдывался – ветер ближе к левому берегу был свежее и мы шли быстрее. Грузовые суда на рейде стояли в два ряда с короткими промежутками, поэтому позицию «Антареса» мы большую часть времени могли определить только по верхушке его мачты, выглядывавшей из-за высоких стальных бортов. А на судах жизнь шла своим чередом – на одном из шпигатов сливалась вода, на другом штурман с высоты ходовой рубки смотрел на наши паруса, на третьем весело махали нам руками матросы. По прошествии часа мы наконец оставили рейд за кормой и с удовлетворением обнаружили, что выиграли у нашего соперника здесь около 100 метров. А когда мы уже практически дошли до устья сухой Самарки, произошло неожиданное – уз ее устья вышел наперерез нам огромных по речным меркам габаритов нефтеналивной танкер. На его светло-зеленых бортах мы без труда прочитали название – «Конструктор Животовский». «Конструктор» явно шел на рейд, в нашу сторону. Длина его составляла не менее 100 метров, а водоизмещение, по моим прикидкам, около 5 тысяч тонн. И хотя шел он достаточно медленно, мы понимали, что быстро такие суда остановиться не могут, а столкновение с ними для яхты фатально. К счастью, я быстро определил, что курс танкера проходит по носу, впереди нас, и «благодаря» нашей относительно низкой скорости, мы спокойно разойдемся с ним. Через несколько минут так и произошло, однако мы заметили, что многотонное судно малым ходом продолжает движение в сторону правого берега, где позади нас как раз выходил с судового рейда «Антарес». Мы с тревогой наблюдали за этими маневрами, так как пространство для маневрирования в этом месте было очень ограничено. К счастью, рулевые обоих судов вовремя заметили опасность, и «Антарес» ушел в сторону брега, несколько потеряв скорость, а танкер застопорил ход и повернул на рейд. Тем самым, столкновения им удалось избежать, а мы смогли выиграть у соперника еще около 50 метров. Кроме того, давно уже шедшая последней из наших соперников яхта «Лорен» решила выйти из борьбы, убрала паруса, завела двигатель и направилась в сторону своего яхт-клуба, оставив нам с «Антаресом» решать судьбу третьего места.
НОЧНОЙ ШТИЛЬ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ С ЯКОРЕМ И КОМАРЫ
Около 9 часов вечера солнце полностью ушло за горизонт и небо после заката довольно быстро стемнело. Мы к тому времени достигли траверза Самарского речного порта, до финиша гонки оставалось рукой подать – всего-то 3-4 морские мили. Но после наступления темноты и без того слабый ветер сразу полностью стих – ни единого дуновения, как будто кто-то щелкнул невидимым тумблером и разом полностью выключил его. Вода стала гладкой как зеркало, паруса повисли на мачте, но в то же время мы помнили, что встречное течение тянуло нас назад от цели. Между тем, сзади нас сохранились небольшие редкие дуновения ветра, и «Антарес» под своим большим оранжевым спинакером потихоньку подтягивался к нам, используя их. В этот момент стало очевидным, что пора отдавать одну из моих самых нелюбимых в гонке команд – бросать якорь. Делать это было необходимо, чтобы не дрейфовать назад в ожидании ветра. Я коротко скомандовал ребятам, и Диман с Сашей быстро закрепили якорный конец, приготовили якорь на баке и бросили его подальше с носа яхты, чтобы потом, когда придет ветер, быстро выбрать его и попутно немного разогнать яхту. «Антарес» где-то через полчаса тихо догнал и поравнялся с нами, но тут и его паруса беспомощно повисли на мачте из-за полного отсутствия ветра. По громкому «плюху» в ночи я понял, что наши соперники тоже вынуждены были бросить якорь. А с берега тем временем доносились звуки дискотеки, дым от шашлыка, вдалеке было видно пламя туристского костра… Где-то через 20 минут стояния в штиле на якоре я почувствовал, что к нам приходит легкий порыв ветра и паруса начинают медленно наполняться им. Мы сразу выбрали якорь и проехали на этом дуновении несколько десятков метров, но потом ветер вновь стих, и «лапам» нашего якоря вновь пришлось вонзиться в речной грунт. Через 15-20 минут эта картина повторилась, парням снова пришлось быстро бросать и поднимать якорь, а мы с Никитой работали на руле и парусах, чтобы протянуть несколько лишних метров... Далее, в течение практически всей ночи мы занимались бросанием и подниманием якоря в штилевых условиях, и наши соперники рядом делали тоже самое. Мы с «Антаресом» несколько раз менялись при этом позициями в шахматном порядке: то немного вперед «вырывались» мы, то на несколько метров нас обгоняли они.
Надо заметить, подъем со дна и метание 10-килограммового якоря на предельную дальность после почти суток напряженной гонки под палящим солнцем – не самая легкая задача, поэтому мы с Сашей и Диманом поочередно сменяли друг друга в роли «метателя», но все равно изрядно устали от этой затяжной процедуры. Но альтернатив у нас не было – ведь такова порой цена победы в парусной гонке. С другой стороны, был в нашем положении и еще один неприятный момент. После того, как окончательно стемнело и температура воздуха упала, мы все чаще стали замечать, что до нашей яхты начали долетать комары. Это было достаточно удивительно, так как расстояние до берега составляло не менее 500 метров – но в отсутствии какого бы то ни было ветра это не стало преградой крылатым кровососам. В итоге, к полуночи над нашей яхтой уже кружился небольшой рой комаров, от которого нам приходилось отбиваться, попутно бросая якорь, работая на парусах и ведя лодку вперед. Сейчас все эти приключения мы вспоминаем с улыбкой, но тогда было не до смеха – и без того усталые парни были напоследок еще и искусаны комарами. Впрочем, мы не теряли бодрости духа и не пропустили вперед идущего совсем рядом соперника – а значит, развязка была еще впереди. К четырем часам утра мы едва-едва оставили за кормой речной порт, пройдя за всю ночь не более полумили. Было невооруженным глазом видно, что парни устали, да и работы для четверых на палубе в штиль не было – поэтому я отправил Сашу с Никитой отдыхать в каюту, а Дмитрию как самому опытному помощнику посоветоветовал лечь вздремнуть на баке, пообещав окликнуть его в случае изменения обстановки. Сам же я взял в руки румпель и вытянул ноги через весь кокпит, ожидая скорого рассвета, утреннего бриза и развязки борьбы в гонке.
УТРЕННИЙ ФИНИШ
К половине пятого утра небо начало постепенно светать, и с правого берега Волги подул долгожданный для нас легкий бриз. Пришел он практически с запада, что вынудило нас пойти курсом бейдевинд левого галса и сменить спинакер на наш старый, дакроновый стаксель. К этому моменту «Антарес» оказался чуть ближе к правому берегу реки сем мы, в более наветренной позиции. Рулевой наших соперников решил пойти чуть острее, предвидя возможный заход ветра и лавировку. Однако мы избрали другую тактику. После Чемпионата области мы хорошо знали, что утренний бриз представляет собой в большей степени полого-вертикальные перемещения воздуха сверху вниз, и спускается к воде не равномерно по всей акватории, а больше отдельными легкими порывами, отражающимися на водной глади полосками мелкой зыби. Я увидел, что с подветренной стороны таких «полосок» относительно больше и мы намеренно пошли немного полнее и притравили паруса, чтобы «выжать» из этих усилений ветра наибольшую пользу. Такой расчет оправдался, и мы немного вырвались вперед. В течение полутора часов мы левым галсом прошли вход в Рождественскую воложку, Самарскую ГРЭС и увидели финишное судно впереди в полумиле от нас. К шести часам утра солнце взошло над горизонтом и ярко осветило берега и синюю гладь волги, заиграло бликами на наших лебедках и вантах. Мы с Дмитрием все это время практически не двигались, чтобы не раскачать и не остановить яхту, и я с каждой минутой все больше чувствовал лодку, баланс ее парусов и изменение ее скорости в ответ даже на незначительные движения румпелем. Ветер тем временем стабилизировался и начал заходить к северу, что вынудило нас пойти в лавировку против ветра на финише. «Антарес» лавировался очень хорошо и не отставал от нас, а по мере приближения к финишной линии сделал два поворота на более выгодный галс и оказался немного впереди. Финишная линия напротив улицы Осипенко протянулась у правого берега от плавучей вешки до судейского судна «Босфор», и к семи часам утра мы были от нее не более чем в сотне метров. Утренний бриз закончился и ветер вновь стал очень слабым, граничащим со штилем, а порывы его были хаотичны и малопредсказуемы под берегом. «Антарес» по прежнему был чуть впереди и, как казалось, в более выгодной позиции чем мы. Неужели мы преодолели весь этот штилевой «марафон», чтобы сейчас, на последних милях, проиграть?... Как и полагается в таких случаях, прямо перед самым финишем мы пошли ва-банк. Я отдал команду, и мы повернули на левый галс, в сторону от соперника и пошли почти параллельно финишной линии. Пройдя так несколько десятков метров, мы вновь вернулись на выгодный правый галс и пошли прямо на финиш. «Антарес» был к финишу ближе, но в этот момент ветер у него чуть стих на несколько минут, и этого времени нам хватило, чтобы быстро, почти без потери скорости выполнить поворот и разогнаться после него. Легкий ветер позволил нам сохранить инерцию и дойти до финишной линии, а у «Антареса» в этой ситуации не было больших шансов – крутить поворот без скорости было бессмысленно, а для разгона не хватало ветра. В восьмом часу утра мы пересекли наконец заветную финишную линию и поздравили друг друга с заслуженным третьим местом в гонке!
Саша с Никитой поднялись на палубу и помогли Диману с уборкой парусов, а я в это время запустил и прогрел двигатель. Одного взгляда на парней было достаточно, чтобы понять – они отдали все силы борьбе в этой гонке и заслужили этот красивый финиш в борьбе с соперником. С судейского судна тоже видели нашу напряженную финишную борьбу и поздравили нас. «Ну что, с возвращением, парни!» - окликнул нас с «Босфора» Президент Самарской Федерации парусного спорта Владимир Вениаминович Каткасов. «Скорей с приплыздом!» - весело ответил ему потрескавшимися на солнце губами Диман, чем вызвал хохот всей команды и судей. Был и еще один забавный момент после финиша гонки – уже разворачиваясь в сторону яхт-клуба, мы нашли одиноко плавающий на воде детский спасательный жилет. Судя по тому, что он был туго, по-походному затянут и застегнут на все лямки – ребенка на момент падения в воду в нем не было, а жилет просто выпал из какого-то проходящего судна. Опросив по пути судей и финишировавший «Антарес», не их ли это пропажа, мы не найдя хозяина повесили жилет как трофей на ванты правого борта и направились под двигателем домой. Что делать теперь с нашей находкой – мы точно знали.
Придя в наш родной яхт-клуб «Волга», мы неспешно отшвартовались и сразу нашли на причале тренера детской парусной школы Виктора Алексеевича Минаева. Мы с радостью вручили ему огненно-оранжевый жилет для воспитанников. Кто знает – может быть в нем уже ходит на маленьком «Оптимисте» будущий выдающийся парусный гонщик. А мы не спеша прибрались на яхте, приготовили маленький праздничный ужин, отпраздновали хороший финиш и, заняв свои места в каюте, приступили к самому желанному «занятию» после прошедших суток – сну! Позади была интересная гонка, а впереди – новые победы, крепкие ветра, экстремальные ситуации, дальние переходы… Впереди был весь сезон!
Результат гонки – 3 место
Алексей Филиппов
Капитан яхты «Порыв»
05.11.2016